|
Лина Бракните (Lina Braknite)
Комсомольская правда, Москва от 23.03.1996
Чтобы найти актрису Лину Бракните, главную героиню из "Трех толстяков",
пришлось уподобиться доктору Гаспару: как и его кукла, Суок куда-то таинственно запропастилась.
Но на этот раз - на десятки лет. Никто в Литве не знал, как ее
отыскать. Ни киноведы, ни искусствоведы, ни отделы культуры газет и журналов, ни режиссеры.
Помогли, как и незадачливому доктору, очень осведомленные суровые люди.Договаривались о встрече: как я ее узнаю? "Я такая маленькая, в синем пальто". Но ее лицо трудно было не узнать даже в толпе! Сразу же. Она все та же Суок, только повзрослевшая на тридцать лет. - Вы так неожиданно пропали из кино. Что стряслось? - Я ведь начала сниматься с одиннадцати, и за шесть лет вышли кинокартины "Девочка и эхо", "Три толстяка", "Последний день отпуска", «Красотка", "Дубравка", "Море нашей надежды", "Последний форт". Не было времени ни для друзей, ни для развлечений. И даже для школы. В Одессе во время съемок "Дубравки", полгода, можно сказать, ее не посещала. Вернулась в Вильнюс, а учителя говорят, что наверстать упущенное не смогу. Расплакалась я, а потом всем доказала обратное. Хотя, надо сказать, что относились ко мне доброжелательно, помогали во всем. Вот, честно говорю: есть люди, которые с рождения мечтают стать актерами. Я же никогда не хотела. Ну, в детстве с подружкой рассматривали киножурналы... В общем, как все девчонки. А к выпускному классу решила: в кино не останусь, хотя предложений было много... - Лина, вам же было всего семнадцать лет. Впереди - известность, поклонники, блестящее будущее. - И вы отказались от всего? Сами? - Сама. Да и ехать во ВГИК не имела возможности... Поступила на исторический факультет Вильнюсского университета. Вышла замуж студенткой за студента, родила дочь и... 20 лет проработала библиотекарем в институте истории. - И что, нисколько не жалеете? - Во время съемок "Трех толстяков" женщина, которая шефствовала надо мной, все спрашивала: кем хочу стать? Я хотела даже звукооператором, но меньше всего актрисой. И она завела меня в коридор, большущий такой на «Ленфильме": там людей полным-полно, все надеются получить работу. Показала их и сказала: "Вначале профессию получи, а потом, если захочешь, в кино иди". - А как Вас вообще нашли? - В школе. Долго искали героиню на роль в фильме "Девочка и эхо". Помощник режиссера Арунаса Жябрюнаса попал в наш класс, выбрал шесть девочек... В общем, меня утвердили на роль, хотя потом, правда это или нет, говорили, что художественному совету я не очень понравилась: мол, нам детей из концлагеря не нужно. - Одноклассники завидовали? - Расспрашивали много, особенно после первого фильма, "Девочка и эхо",там была такая сценка. - Эротическая... - Ну, голышом на экране мелькнула. После премьеры иду такая гордая, довольная, с режиссером, подбегает ко мне девочка моих лет - одиннадцати-двенадцати и говорит: "Сколько тебе заплатили, чтобы ты снялась голой? Я бы ни за какие деньги на такое не согласилась". Для меня это был такой удар! Боялась, что подобное и в школе начнется. Но, слава Богу, никто не спрашивал. Зато, когда училась в пятом классе в Ленинграде, оскорбления начинались в туалете на переменках. Обзывали по-разному: и "б", и "с". Никто же не знал, что в фильме был монтаж... - Как же вас отпускали так надолго родители? - Что поделаешь: когда хочется, всего добьешься. Жила на квартире у Татьяны Францевны, к сожалению, фамилию забыла, жила, как нормальный ребенок, вот только работала. Даже жонглировать научилась, помогла жена Баталова. Вспоминаю случай смешной (но это сейчас он таким кажется): в фильме я закрываю клетку с тигром. Меня не предупредили, что нельзя поворачиваться к нему спиной. И клетку уже закрыла вдруг на мои плечи тигр лапы кладет. - Так это были вы? Не дублер? - Не рассказывала бы. Не помню, как взлетела наверх. Полчаса отходила. Но пришлось снимать несколько дублей. Работа есть работа. - Лина, а самую главную свою куклу помните? - Куклу почти не снимали. Ее сделали, чтобы бросать, тянуть за ноги. Кукла не вышла. Она не была похожа на меня. Поэтому на съемках я ее заменяла. И когда механизм у нее сломан и у учителя танцев. А чтобы я не моргала, на веки наклеивали специальную пленку: попробуйте на свету минут пятнадцать, а то и тридцать не поморгать. - В середине шестидесятых годов вы стали кинозвездой, хотя снялись только в детских фильмах. - Нельзя забывать и Елену Проклову. Мы одновременно снимались на "Ленфильме": я - в "Толстяках", а она - в "Снежной королеве". Встречаясь в коридорах, осматривали друг друга, костюмы и не здоровались. Она стала профессиональной актрисой, а я... - А вы? - Безработная, но не совсем. Мужу помогаю. У него частное издательство, выпускает книги. - Лина, неужели не вспоминаете, как вы с наследником Тутти пирожное уплетали? - Я и сейчас сладкое очень люблю. Особенно шоколад. Вот такая история ... Анна Калинина
Фильмография:1964 Девочка и эхо 1964 Последний день отпуска - Вика 1966 Три толстяка - Суок 1965?Красотка 1967 Дубравка - Дубравка 1971 Море нашей надежды 1972 Последний форт |