История
Актеры
Фильмы
Галереи
Cсылки
Гостевая

Донатас Банионис (Donatas Baniois)

Донатас Банионис (Donatas Baniois)

28.04.1924

      Донатас Банионис родился 28 апреля 1924 года в Каунасе.
      Отец - Банионис Юозас (1890 г.р.), мать - Блажайтите-Банионене Она (1900 г.р.). Супруга - Банионене Она (1924г.рожд.). Дети - Эгидиюс (1948 г.р.), историк, специалист по XV-XVI вв., посмертно награжден Государственной премией в области науки; Раймундас (1957 г.р.), окончил ВГИК, снял несколько фильмов, в настоящее время имеет собственную кинокомпанию, снимает документальные фильмы, рекламу.
      Отец Донатаса по характеру страстный и импульсивный, был свидетелем и активным участником революционных событий 1905 и 1917 годов, был ранен, участвовал в Первой мировой войне, за политические убеждения не раз сидел в тюрьмах, затем эмигрировал в Бразилию. Мать, оставшись с двумя детьми - Донатасом и его старшей сестрой, терпела много лишений. С трудом удавалось хоть как-то одеть, обуть и накормить детей. После возвращения Юозаса Баниониса в Литву жить семье стало немного легче, хотя денег по-прежнему не всегда хватало.
      Донатасу, как, впрочем, и многим детям, была свойственна удивительная способность среди нужды и лишений создавать своим воображением полный иллюзорного очарования мир - мир фантазий и грез. Его увлек театр. Многие часы напролет проводил он в сладких мечтаниях о грядущей актерской карьере, бредил о сцене, запахе кулис, о таинственной, волшебной жизни, которая царит за тяжелым бархатным занавесом...
      Во многом этому состоянию способствовали и родители, люди с творческими началами, которые сами постоянно тянулись к искусству - отец и мать участвовали в рабочей самодеятельности, хорошо пели, да и познакомились они на одной из репетиций хора.
      Хорошо понимая сына и не препятствуя его увлечению театром, отец все-таки убедил Донатаса, что сперва нужно овладеть какой-нибудь специальностью. Так Донатас оказался в ремесленном училище.
      Уже будучи учащимся первой ремесленной школы Каунаса, будущий керамист, Донатас не оставил своего увлечения и поступил в драматический кружок, где с удовольствием играл в спектаклях, заучивая наизусть все роли, читал все статьи и книги о кино и театре, которые только мог достать. Вскоре возникло желание поступить в студию Каунасского театра драмы. Однако учеба там стоила немалых денег, которых у семьи было немного, и о профессиональной сцене пришлось на некоторое время забыть.
     В 1940 году в Каунасе на основе любительского коллектива, существовавшего при Палате труда, был создан профессиональный театр, который возглавил Юозас Мильтинис - молодой режиссер, вернувшийся недавно из Европы. Вскоре 15 энтузиастов во главе с Мильтинисом уехали из Каунаса в Паневежис создавать новую модель театра - для народа и во имя народа, и примерно через полгода Донатаса Баниониса приняли в труппу. В 1944 году Донатас Банионис окончил студию при Паневежском театре, став профессиональным актером. С тех пор жизнь актера неразрывно связана с Паневежисом. На сцене театра Донатас Банионис создал более 100 образов. Среди них роли в спектаклях: "Смерть коммивояжера" А.Миллера (Вилли Ломен), "Ревизор" Н.В.Гоголя (Иван Кузьмич, 1945), "Лжец" К.Гольдони (Октавий, 1952), "Как закалялась сталь" Н.Островского (Павел Корчагин, 1952), "Гедда Габлер" Г.Ибсена (Тесман, 1957), "Там, за дверью" В.Борхерта (Бекман, 1966), "Ревизор", Н.В.Гоголя (Городничий, 1977), "Кафедра" В.Врублевской (Брызгалов, 1980), а также в спектаклях "Соломенная шляпка" Э.Лабиша, "Предложение" А.П.Чехова, "Севильский цирюльник" Бомарше и др.
     В кинематографе Донатас Банионис дебютировал в 1959 году в роли Дауса в картине "Адам хочет быть человеком". Появление актеров Паневежиса на экране стало одним из самых заметных событий кинематографической жизни 60-х годов. Первые роли давались отнюдь не легко. По словам самого Донатаса Юозовича, лишь к четвертой картине произошло его рождение как актера кино. Однако впоследствии он создал целый ряд образов, по праву числящихся в классике советского киноискусства. В главных фильмах актера - "Никто не хотел умирать" (Вайткус, 1965), "Мертвый сезон" (Ладейников, 1968), "Солярис" (Крис Кельвин, 1972), "Гойя, или тяжкий путь" (Гойя, 1971), "Бетховен - дни жизни" (Бетховен, 1976) - важны были не особенности жанрового воплощения, а сама внутренняя суть сыгранных персонажей, их психологическая многомерность.
     Всего Донатас Банионис сыграл более чем в 50 фильмах. Среди сыгранных актером ролей - и трагедийные образы, и комедийные, классические и современные, образы гротескные и глубоко психологические, живущие в разных эпохах, разных странах. Но стиль игры актера, его манера наиболее полно, пожалуй, выражается словами литовского режиссера Витаутаса Жалакявичуса: "Баниониса называли "интеллектуальным" актером... Банионис - и глубоко чувствующий, лепящий образ "вовнутрь". Он строит интерьер души. Строит лабиринты познания... Его перевоплощения не требуют от него каких-либо психологических переустройств. Его внешность - внутри. Его лицо - внутри. Оно соткано из эмоций".      В фильмах "Красная палатка" (1969), "Гойя, или тяжкий путь", "Бетховен - дни жизни" актеру довелось сниматься со звездами мирового кинематографа: Питером Финчем, Шоном Коннери, Клаудией Кардинале, Марио Адорфом и др. Донатас Банионис работал с ведущими отечественными и зарубежными режиссерами: В.Жалакявичусом, Г.Козинцевым, М.Калатозовым, С.Кулишом, М.Швейцером, А.Тарковским, К.Вольфом, Х.Земаном.
     Одной из последних ролей Донатаса Баниониса в кино стала роль Старика в литовско-французской картине "Двор" (1999), представленной во внеконкурсной программе Каннского фестиваля. Несмотря на многочисленные работы в кино, особенно в 60-70-е годы, Донатас Банионис никогда не порывал с театром. В 1980 году после ухода на пенсию Мильтиниса возникла угроза самому существованию Паневежисского театра - некому было ставить спектакли, актеры не репетировали... В этих условиях Донатас Банионис был назначен главным режиссером, приняв на себя, помимо проблем творческого характера, и весь груз чисто хозяйственных проблем - репертуар, подготовка к гастролям, пополнение труппы. В эти же годы Донатас Банионис окончил Государственную консерваторию Литовской ССР (1982-1984).
      Д.Ю.Банионис руководил театром вплоть до 1988 года. За это время были поставлены несколько новых спектаклей: "Амадей", "Три мешка сорной пшеницы", "Вечер". Позже на сцене театра были поставлены "Три сестры" А.П.Чехова, "Бидерман и поджигатели" М.Фриша, "Рыжая кобыла с колокольчиком" И.Друцэ, "Вино из одуванчиков" Р.Брэдбери и др.
      Среди последних работ актера - роли, сыгранные в спектаклях 90-х годов: Швитер ("Метеор" Фр.Дюренмата, реж. Петер Стойчев, Швейцария), Варавин ("Смерть Тарелкина" А.В.Сухово-Кобылина, реж. С.Варнас), Лебедев ("Иванов" А.П.Чехова, реж.Э.Марцевич), Старик ("Миндаугас" Ю.Марцинкевичюса, реж. И.Бучене, 1994), Норман ("На Золотом озере" Е.Томпсона, реж.Р.Банионис, 1996), Ч.Чейни ("Круг" С.Моэма, реж.Р.Банионис, 1996), Эндрю ("Любовные письма" А.Гарни, реж.Р.Банионис, 1997), Гранд-Скубик ("Самоубийца" Н.Эрдмана, реж.А.Поцюнас, 1998), "Дальше тишина" (2000) и др.

Донатас Банионис (Donatas Baniois) в фильме  «Солярис»

      Донатас Банионис - Народный артист Литовской ССР (1973), Народный артист СССР (1974), почетный гражданин города Паневежис (1999). Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Премия за лучшую мужскую роль" в 1966 год. Лауреат Государственных премий СССР (1967, за участие в фильме "Никто не хотел умирать"; 1977, "Бегство мистера Мак-Кинли"). Медаль им. Ханжонкова в номинации "За выдающийся вклад в киноискусство (1999).

Фильмография:

1947 Марите - племянник Пятраса
1959 Адам хочет быть человеком - Даус
1964 Хроника одного дня - Донатас
1965 Марш! Марш! Тра-та-та - Майор Чертополох
1965 Никто не хотел умирать - Даус
1966 Маленький принц
1966 Берегись автомобиля - пастор-покупатель
1967 Операция "Трест"
1968 Мертвый сезон - Ладейников
1969 Красная палатка
1970 Король Лир - герцог Олбэнский
1971 Гойя, или Тяжкий путь познания - Гойя
1972 Командир счастливой "Щуки" - комиссар Виктор
1972 Солярис - Крис Кельвин
1973 Рукопись академика Юрышева
1975 Бегство мистера Мак-Кинли - Мак-Кинли
1976 Жизнь и смерть Фердинанда Люса - Фердинанд Люс
1976 Бетховен - дни жизни - Бетховен
1977 Сумка инкассатора
1977 Вооружен и очень опасен
1978 Кентавры - Президент
1978 Цветение несеянной ржи - Петрушонис
1978 Где ты был, Одиссей? - Птижан / Леман
1978 Особых примет нет
1978 Территория - Илья Чинков
1979 Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы - Председатель
1980 Андрюс - Раупленас
1981 Факт
1982 Детский мир - Распоркин
1982 Никколо Паганини
1985 Грядущему веку
1985 Змеелов - Митрич
1986 Крик дельфина - Бар-Матай
1987 Загон
1987 На исходе ночи
1988 Тринадцатый апостол
1989 Вход в лабиринт
1990 Живая мишень
1991 Депрессия
1991 Пьющие кровь
1991 Семь дней после убийства
1991 Ятринская ведьма
1992 Без улик
1999 Двор
1994 Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах
200-2003 Ниро Вульф и Арчи Гудвин - Ниро Вульф

Донатас Банионис (Donatas Baniois) в фильме  «Где ты был, Одиссей?»
Донатас Банионис (Donatas Baniois) и Александр Лазарев в фильме  «Где ты был, Одиссей?»
Hosted by uCoz