|
Вия Артмане (Vija Artmane)
21.08.1929
Вия (Алида Фрицевна) Артмане родилась 21 августа 1929 года в Латвии в городе Тукум.
Народная артистка СССР (1969); Награды: Орден Дружбы (1999).
Окончила драматическую студию при Художественном академическом театре имени Я.Райниса (1949).
С 1949 -актриса Латышского драматического театра имени Я.Райниса (Рига). В кино - с 1956 года, первая роль - Даце в фильме «За лебединой стаей облаков». Идеальная актриса мелодрамы (Кристина - «Эдгар и Кристина», Соня - «Родная кровь», Джулия Ламберт - «Театр»). В 1998 году Международный кинофестиваль «Балтийская жемчужина» (Рига) учредил приз имени Вии Артмане. В 2001 году на II ВКФ «Новое кино России» (Челябинск) получила Приз города.
Фильмография:
1956 За лебединой стаей облаков
1962 Вступление
1962 День без вечера
1963 Родная кровь - Соня
1964 Ракеты не должны взлететь
1965 Никто не хотел умирать
1966 Эдгар и Кристина - Кристина
1966 Никто не хотел умирать
1967 Подвиг Фархада
1967 Сильные духом
1967 Туманность Андромеды (1-я часть «Пленники железной звезды»)
1969 Тройная проверка
1969 Землемеры - Лиена
1970 Время землемеров
1970 Баллада о Беринге и его друзьях
1971 Я, следователь
1973 Подарок одинокой женщине
1975 Стрелы Робин Гуда
1977 Обмен
1978 Емельян Пугачев («Невольники свободы», «Кровью омытая»)
1978 Театр - Джулия Ламберт
1979 Твой сын
1980 Государственная граница («Мы наш, мы новый...») - Зинаида Кирилловна
1980 Жаворонки
1981 Следствием установлено
1983 Чужие страсти
1985 Последняя индульгенция
1985 Проделки сорванца
1986 Тайна Снежной Королевы
1987 Моозунд
1987 Человек свиты
1988 Спасенному - рай
1990 Катафалк
1990 Только для сумасшедших
1991 Любовь
1996 Анна
2000 Каменская. Игра на чужом поле
Королева на пенсии. Вия Артмане о любви, театре и себе
Если бы она появилась передо мной в короне и со скипетром в руках, я бы ничуть не удивилась, настолько ее царственный образ осел в моей памяти. Но великая русская-латышская актриса Вия Артмане предстала передо мной в cамовязаной кофте, рейтузах и бархатных тапочках. Милая, домашняя, опирающаяся на палочку.
Из театра Вия Артмане ушла по собственной воле, прослужив 55 лет. «Два сезона у меня не было ни одной крупной роли, я не хотела дежурить и решила отойти в сторону, - так объясняет она решение. - И еще я не хочу никого утомлять своим нездоровьем». Актриса перенесла два инсульта и инфаркт. Но если позволяют силы и интересна предложенная роль, актриса не находит в себе сил сказать «нет».
После выхода на пенсию она жила настолько скромно, что это существование можно было назвать бедностью. Квартплата в два раза превышала пенсию. Небольшие сбережения, отложенные на черный день, «сгорели», как у всех… Недавно за выдающиеся заслуги в искусстве государственный фонд культуры решил доплачивать актрисе 100 латов, это около 5 тыс. рублей.
Последние десять лет актриса живет на даче в сорока километрах от Риги вместе с дочерью Кристианой и внучкой Бертой. Маленькие комнатки столетнего (!) дома расположены вокруг кирпичной печки, которую подтапливают даже летом.
А когда-то большая семья актрисы жила в хорошей квартире в центре старой Риги. Но в 1993 году в Латвии приняли закон о реституции, согласно которому все, что до советской власти принадлежало богатым буржуа, возвращалось им в собственность. У дома, где была квартира актрисы, объявился хозяин, пожелавший брать за жилье столь высокую плату, что семья Артмане была вынуждена съехать. Но об этом Вия не любит рассказывать.
Свои сельские будни Артмане заполняет работой в саду, вязанием, просмотром телевизора и чтением газет.
Трудно найти классическую пьесу, в которой Артмане не сыграла. Она была Джульеттой и Офелией, королевой Англии Елизаветой и Екатериной II, в ее копилке героини Чехова, Достоевского, Гоголя. Кинозрители до сих пор влюблены в ее нежную паромщицу Соню из картины «Родная кровь»… Этот фильм, снятый в 1963 году, стал лидером проката. Его посмотрели 35 млн. зрителей. В 1969 году актриса стала народной артисткой СССР.
Похоже, судьба готовила ей триумф еще до рождения, только сначала предстояло пройти через испытания.
Мать Вии родилась в очень бедной семье. Чтобы прокормиться, пошла в прислуги к богатому барону. На девушку засматривались многие, а сын зажиточного хуторянина влюбился в нее по-настоящему. Он долго уговаривал батрачку стать его женой, и наконец свадьба состоялась. Но счастье молодых было кратким. За четыре месяца до рождения дочери отец Вии трагически погиб. Ему было всего девятнадцать. И мать с крошечной Вией выгнали с хутора. Женщина снова пошла батрачить, скитаясь от одних хозяев к другим. Наконец мать Вии взяли прислугой в богатую рижскую семью, где ценилось искусство. Старшие дочери хозяев учились в Берлине, одна — пению, вторая в балетной школе. Последняя однажды заметила, как Вия танцевала в пустой комнате, включив радио, и научила дочь батрачки нескольким балетным па. Когда в Риге была создана школа танца «а-ля Айседора Дункан», способная девочка стала ее ученицей. Потом Вию увлек театр, и каждый вечер она бегала на представления то русской, то латышской труппы. После окончания актерской студии Артмане принимают на работу в театр «Дайлес». Примадонны театра придирчиво разглядывали девятнадцатилетнюю Вию, шипя: «Что за актриса? Ни груди нет, ни задницы. Нет профиля!» А еще говорили, что за душой у нее нет страданий, что она «чистый лист». Никто и не подозревал, что она уже успела испытать на себе унижения сиротства, бедности и голода. Нежелание делиться переживаниями осталось в Вие до сих пор.
- Я ценю даже боль, оставляю ее в своей внутренней копилке. Возможно, она мне пригодится и я выплесну ее на сцене.
То, чего, на взгляд коллег-завистниц, в Вие якобы не было, сумел разглядеть самый популярный актер театра, всеобщий любимец и красавец Артур Димитерс. Он был старше Вии на четырнадцать лет, к тому же женат на известной художнице. Ухаживать начал сразу. Ярко, напористо. Вия сопротивлялась. Но Артур не отступал. Ухаживания сочетались с преследованиями и даже шантажом. Он мог вступить в драку, если кто-то пытался завладеть вниманием его юной избранницы. Наконец Вия согласилась стать его женой.
Счастливой их семейную жизнь назвать было нельзя. Артур страшно ревновал Вию.
- Могу сказать только одно. Я свою супружескую постель ни с кем, кроме мужа, не делила, - говорит Вия Артмане.
Но на каждый роток не накинешь платок. Судьбу героинь Вии часто примеряли к ней самой. Долго гуляла легенда, что свою дочь Вия родила от актера Евгения Матвеева. Зрителям хотелось продолжения истории любви, которую они так убедительно изобразили на экране.
- А была ли в вашей жизни любовь, как в кино?
- Нет. Любовь была на сцене, а в жизни она прошла мимо, - грустно говорит Вия. - Я от этого ничего не потеряла, у меня есть другой подарок судьбы - мои дети.
Было время, Вия даже хотела уйти от мужа, настолько ей казалось тяжелой жизнь вместе. Димитерс был востребован в театре и кино, а на семью, детей его сил не хватало. Вия тряслась после долгой съемки на автобусе по проселочным дорогам, чтобы успеть приготовить детям обед на завтра, перестирать и перегладить горы белья… А супруг считал ниже достоинства даже сходить за хлебом. Королевой Артмане была только на сцене. И все-таки с Артуром Димитерсом Вия прожила 27 лет. Когда его не стало, она долго не могла прийти в себя.
- Он был великим актером. Такого в Латвии не будет еще лет 50 как минимум. Конечно, наша семейная жизнь не была такой, о которой я мечтала, но со временем страсти улеглись, и мы долгие годы были друг для друга отдушиной. Для меня и для него театр был главным в жизни. Он придал мне смелости и уверенности в себе. Правда, думал, что раз я моложе, то будет мною всю жизнь управлять и поучать. Так не получилось. Сейчас образ Артура с нами. Внуки любят его по моим рассказам. У нас много смешных историй про него.
- Например?
- Один человек долго и занудно жаловался на жизнь. На самом деле никакой трагедии у него не было. Просто это была мелкая личность. Артур слушал его, слушал, а потом сказал: «Милый, кто же тебе так заср… глаза, что ты ничего хорошего вокруг не замечаешь?»
Свою популярность Артмане чувствовала, пожалуй, лишь тогда, когда шла с детьми по улицам. Ее узнавали, останавливали.
- И я в детстве почему-то страшно этого стыдилась, - говорит дочь Вии Кристиана.
Кристиана Димитерс сегодня известный в Латвии художник. Занимается живописью, рисует мультфильмы, создает инсталляции и обложки журналов. Ее дочь Берта занимается в училище прикладного искусства. Сын Вии Каспар тоже не стал продолжать актерскую династию. Он писал песни, стихи, пел под гитару. А потом случилась беда… Болезненное пристрастие к алкоголю чуть не отняло у него жизнь. Вия не любит говорить об этом времени, но именно она спасла сына. Сейчас Каспар восстанавливает разрушенные церкви, работает как художник, каменщик и плотник. Несколько лет назад он принял православие. Вслед за ним в эту веру перешли все члены семьи. В том числе и Вия. Ее новое имя после крещения - Елизавета.
- Мне нравится часами слушать слова православных молитв и церковное пение. Думаю, что именно вера помогла мне выкарабкаться из тяжелых болезней, - говорит Артмане.
У Каспара двое сыновей. Старший уже сделал Вию прабабушкой, а младший известен тем, что в свои 9 лет выпустил целую книгу стихов хайку.
В июле на латышском языке должна выйти автобиографическая книга Артмане.
- Я волнуюсь. А вдруг то, о чем я написала, никому не интересно?
Мы молчим, смотрим, как моросит за окном дождь.
- В августе у вас юбилей - 75 лет. Пройден длинный путь, были слава, почет, карьера. Что в жизни для вас главное?
- Совесть… И чистота. В душе, быту, отношениях.
|